ГОЙЯ Франсиско
12 мая 2011 года

Выставка коллекции графики Франсиско Гойи "Сумерки и свет", приуроченная к году России - Испании - 2011, откроется в Музее современной истории России в четверг.

Ниже приводится биография Гойи.

Великий испанский художник и гравер Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в горном селении Фуэндетодос в Арагоне на севере Испании, в семье мастера-позолотчика. К концу 1750-х годах его семья переехала в столицу Арагона Сарагосу. В возрасте 13 лет Гойя поступил в ученики к местному художнику Хосе Лусан-и-Мартинесу. Большую часть времени Гойя копировал гравюры, но именно в те годы он получил свой первый официальный заказ - от местной приходской церкви.

В возрасте 19 лет Гойя приехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Потерпев неудачу, он отправился в Италию. В 1771 году Гойя получил вторую премию пармской Академии художеств и вернулся в Сарагосу, где написал фрески в церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар.

В это время Лусан-и-Мартинес представил Гойю Франсиско Байеу, члену Королевской академии и придворному художнику короля Карла III (1759-1788). По протекции Байеу Гойя получил заказ от Королевской мануфактуры Санта-Барбара на картоны (вспомогательный рисунок, точно воспроизводящий задуманную композицию) для шпалер (стенные безворсовые ковры) с изображением сцен из испанской жизни.

Гойя женился на сестре Байеу Хосефе и в 1775 году переехал в Мадрид, где в 1776-1791 годах написал 45 картонов. Веселые, идеализированные сцены испанской сельской жизни принесли Гойе известность. В 1780 году он был принят при дворе, написал портрет короля, картину в академическом стиле "Распятие" и стал членом Королевской академии. В том же году он вернулся в Сарагосу, чтобы продолжить работу над фресками церкви Нуэстра-Сеньора-дель-Пилар. Однако его росписи не понравилась Байеу и заказчикам, и Гойя вынужден был переписать их в более формальной манере.

Уязвленный случившимся, он вернулся в Мадрид, где получил заказ на портреты членов королевской семьи. Это стало началом известности и процветания Гойи. В 1786 году он был назначен вице-директором Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо, а в 1795 году - директором ее живописного отделения. В 1789 году, после смерти Карла III, он стал придворным художником нового короля Карла IV (1788-1808).

В 1791 году Гойя познакомился с герцогиней Альба, которая стала его покровительницей и возлюбленной. Он писал ее портреты много раз; два самых знаменитых из них - "Маха обнаженная" (около 1797) и "Маха одетая" (около 1802).

В 1792-1793 годах Гойя перенес тяжелую болезнь, в результате которой потерял слух. Во время выздоровления он начал работать над серией офортов "Капричос" (закончена к 1799 году). Каждый лист серии представляет собой законченное произведение, состоящее из рисунка и авторского комментария к нему. Гойя, используя образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивал людские суеверия и пороки - трусость, лицемерие, притворство, жестокость. Офорты создают сложный мир образов, в которых реальное сплетается с фантастическим, за аллегорической символикой угадывается политическая сатира.

В 1798 году Карл IV поручил Гойе расписать купол своей загородной церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида. С поразительной быстротой, иногда используя губки, привязанные к ручкам кистей, Гойя написал сцену с более чем тысячей персонажей, изображающую святого Антония, благословляющего больного.

В 1808 году Испания была оккупирована Наполеоном. Гойя стал свидетелем восстания против наполеоновских войск в Мадриде и последовавших репрессий. После того как Испания была освобождена, он запечатлел эти события в двух знаменитых полотнах: "Восстание на Пуэрто-дель-Соль 2 мая 1808 года" и "Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" (обе около 1814 года). В это же время Гойя начал серию из 87 офортов "Бедствия войны" (1808-1820), в которой изобразил борьбу испанского народа с наполеоновскими войсками, осаду Сарагосы и голод 1811 года.

Последние, чрезвычайно тяжелые для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, Гойя провел в загородном доме ("Кинта-дель-Сордо", то есть "Дом глухого"). Здесь он начал серию офортов "Тавромахия", изображающих историю боя быков в Испании (1815).

Стены своего дома художник расписал маслом. В созданных здесь сценах, включающих невиданно смелые для того времени, остродинамические изображения многолюдных масс и устрашающие символические образы, воплотились идеи противостояния прошлого и будущего, бесконечно ненасытного, дряхлого образа времени ("Сатурн") и освободительной энергии юности ("Юдифь"). Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов "Диспаратес" (1820-1823).

Через несколько месяцев после разгрома второй испанской революции (1819-1823) и казни ее вождя Риего, Гойя уехал во Францию, в Бордо, куда стекались испанские эмигранты. В этом городе он и скончался 16 апреля 1828 года.

Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида, стены и потолок которой когда-то расписал художник.

В настоящее время самая полная в мире коллекция работ Гойи хранится мадридском музее Прадо. Живописные полотна Гойи в других музеях мира или частных коллекциях - редкость. А вот графика мастера есть во многих музеях Европы и личных собраниях.