Гидроавиасалон-2012: предприятия ОПК заключили контракты с Минобороны РФ и КНР
9 сентября 2012 года

Завершившаяся в Геленджике девятая международная выставка "Гидроавиасалон-2012" обозначила перспективы российской гидроавиации на ближайшие годы - производители ОПК будут поставлять новые самолеты-амфибии Бе-103 в Китай и, возможно, продадут лицензию на производство самолетов в этой стране. Минобороны РФ намерено получить на базе гидросамолета Бе-200 воздушные командные пункты.

Выставка "Гидроавиасалон-2012" проходила в Геленджике с 6 по 9 сентября.

На несколько дней туда съехались основные производители авиатехники, как для гражданских, так и для военных целей, беспилотных летательных аппаратов из России, Украины, Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Чехии. В переговорах в рамках выставки участвовал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, посетил "Гидроавиасалон-2012" заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович.

КОНТРАКТЫ

В рамках выставки стало известно о подписании крупных контрактов на поставки авиационной техники, а также о договоренностях на их заключение.

Российский холдинг "Вертолеты России" подписал контракт на поставку в Китай 52 вертолетов Ми-171Е. Как сообщил журналистам генеральный директор "Вертолетов России" Дмитрий Петров, стоимость контракта превышает 600 миллионов долларов. Восемь вертолетов по контракту будут поставлены в этом году, завершатся поставки в 2014 году.

Производство вертолетов Ми-174Е ведется на Улан-Уденском авиационном заводе. Вертолет можно задействовать в спасательных операциях, в том числе в ночное время. Условия его применения широки: он летает и в высокогорье, и при жарком климате.

В дни, когда проходила выставка, министерство обороны договорилось с российским производителем самолетов-амфибий - Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом (ТАНТК) имени Бериева - о ценах на поставку в войска восьми гидросамолетов Бе-200. По словам генерального директора предприятия-производителя Виктора Кобзева, сейчас идет речь об окончательной стоимости той или иной модификации.

Ранее основным заказчиком этого гидросамолета, оснащенного баками, способными вмещать более 15 тонн воды, являлось МЧС России, которое использовало их для тушения лесных пожаров.

Гендиректор ТАНКТ имени Бериева Виктор Кобзев сообщил, что в период с 2014 по 2016 годы предприятие поставит Минобороны два самолета Бе-200ЧС (как для МЧС), четыре поисково-спасательных без функции пожаротушения и два самолета для выполнения специальных задач Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Контракт оценивается в 14 миллиардов рублей.

Кобзев рассказал о поставках самолетов-амфибий Бе-103 в Китай. "Уже поставлено туда несколько самолетов, и сейчас речь и дет о том, чтобы продолжить эту работу, подписать контракт и поставить порядка 17 самолетов", - сказал он.

Китайские специалисты приезжают на предприятие в Таганрог для обучения, ведутся переговоры по открытию в Китае лицензионного производства Бе-103, добавил Кобзев.

ПЕРСПЕКТИВЫ

В рамках выставки были озвучены и предложения по дальнейшему развитию российской гидроавиации. За использование экранопланов в качестве средства доставки грузов на дальние расстояния высказался глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.

Он предположил, что большегрузные экранопланы не будут составлять конкуренцию другим существующим средствам доставки грузов, а дополнят морскую составляющую в этой сфере.

Стало известно и о перспективах российского "АВАКСа". Сейчас на вооружении ВВС России находятся самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50, но в будущем появится усовершенствованный самолет А-100.

Заместитель генерального директора концерна "Вега" Анатолий Крайлюк рассказал, что прирост по таким характеристикам, как дальность, детальность и объем информации у нового самолета будет существенным по сравнению с А-50 и лучшими зарубежными аналогами.

Возможно, найдет развитие проект самолета-амфибии А-42. По словам Виктора Кобзева, сейчас готово два таких самолета, но при наличии финансирования, предприятие завершит третий самолет. За финансирование оно намерено побороться, приняв до конца года участие в тендере Минобороны РФ на создание противолодочного самолета. В настоящее время на вооружении ВМФ в качестве патрульных самолетов находятся самолеты Ил-38, в скором времени они будут списаны.

Договоренности, которые должны стать еще одним шагом в развитии гидроавиации, были достигнуты с итальянцами. Заместитель директора корпорации "Ростехнологии" Дмитрий Шугаев сообщил о подписании соглашения с итальянской компанией OMA SUD о создании патрульного самолета, который сможет выполнять гуманитарные задачи и задачи двойного назначения. Хотя самолет создадут на базе машины ТАНТК имени Бериева, но это будет новый самолет, отметил Шугаев.

ЗРЕЛИЩНОСТЬ

Девятый геленджикский "Гидроавиасалон-2012" с 6 по 9 сентября, по данным организаторов, собрал порядка 20 тысяч зрителей.

Во время открытия выставки над Геленджикской бухтой на вертолете был пронесен самый большой российский флаг.

Каждый день выставка встречала посетителей зрелищной программой. Пилотажные группы "Стрижи" и "Русские витязи" выполняли сложнейшие элементы, в том числе и на малых высотах. Зрители встречали их виражи аплодисментами.

Самый тяжелый в мире вертолет Ми-26 "забирал" в акватории бухты тонны воды и сбрасывал ее обратно, демонстрируя возможности пожаротушения. Триколор из воды сбрасывал в Геленджиксую бухту самолет-амфибия Бе-200ЧС, который задействуют в тушении лесных пожаров.

Свои возможности демонстрировали в небе новинки российского вертолетостроения - корабельный Ка-27 и легкий Ка-226, микросамолет Р-20 "Птенец-2", самолет-амфибия Ск-12 "Орион", турбовинтовой самолет Ил-114. Были показаны катамараны и яхты премиум-класса ведущих мировых производителей.

Следующий юбилейный, десятый по счету, "Гидроавиасалон" состоится в 2014 году.