Галеристы считают, что выставка "Духовная брань" может повредить имиджу "Винзавода"
21 сентября 2012 года
Галеристы считают, что скандальная выставка "Духовная брань", открывшаяся накануне в ЦСИ "Винзавод" в Москве, может повредить имиджу центра современного искусства.
Выставка "актуальных икон" художницы Евгении Мальцевой "Духовная брань", которая открылась в четверг в центре современного искусства "Винзавод", вызвала неприятие со стороны представителей Церкви. Организаторы утверждают, что в экспонатах "за отправную точку" приняты образы участниц панк-группы Pussy Riot. Ранее секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов) назвал выставку актом циничного террора в отношении культуры. А глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин считает, что стилизация портретов участниц панк-группы под почитаемые в православии иконы с изображениями святых может оскорбить чувства верующих. Организаторы мероприятия в свою очередь утверждают, что эти работы - поиск новых религиозных образов, которые нужны современным людям. В день открытия выставки казаки блокировали вход на нее, полицейские задержали 9 граждан, которые препятствовали проходу посетителей в галерею. Задержанных доставили в отдел полиции, где с ними провели профилактическую беседу и отпустили.
Владимир Фролов, чья Frolov Gallery недавно обосновалась на "Винзаводе", сказал , что негативно отнесся к выставке, так как считает, что в сегодняшних условиях не стоит делать провокации, которые не идут на пользу художественному движению.
"Я за красивые художественные провокации, а не за хулиганов. И мне как галеристу, недавно обосновавшемуся на "Винзаводе", неприятно, что ЦСИ попадает в сферу этой мышиной возни", - пояснил галерист.
Фролов опасается, что вся эта ситуация повредит имиджу "Винзавода". Он напомнил, что скандал с закрытием галерей "Айдан" и M&Ю Гельман, произошедший в апреле, негативно сказался на имидже ЦСИ, однако недавний вечер вернисажей, который прошел с большим успехом, показал, что место переживает новый виток роста.
Галерист Владимир Овчаренко, чья галерея "Риджина" тоже находится в здании "Винзавода", считает, что создавшаяся ситуация - следствие просчетов руководства "Винзавода".
"Руководство "Винзавода" сделало ошибку, оставив галереи "Айдан" и M&Ю Гельман, когда они объявили о своем закрытии. Если бы на их место пригласили серьезные галереи, тогда бы не было непонятных инцидентов. "Винзавод" всегда отличался тем, что место, где работают профессиональные галереи, а теперь второй день посетитель не может посмотреть выставки, страдают все остальные участники процесса", - рассказал Овчаренко .
Он признался, что, по его мнению, вся разборка с выставкой "Духовная брань" не имеет отношения к процессам, происходящим в современном искусстве.
"Крайне мутная история. Я не знаю, что это были за казаки, реальные или засланные", - пояснил Овчаренко.
Как рассказали в руководстве "Винзавода", Марат Гельман, с которым заключен договор на аренду галереи, не имел права, согласно договору, предоставлять пространство третьему лицу. Сам Гельман в своем "Живом журнале" открестился от выставки, сказав, что видел только одну картину.
Директор "Винзавода" Елена Пантелеева рассказала накануне , что "Винзавод" выставку не закрывает, так как центр искусства не строит свои отношения с галеристами на основе авторитарных. Однако Марат Гельман, который предоставил свою площадку для проекта Виктора Бондаренко, знал о том, что "Винзавод" не включает в свою выставочную программу проекты, провоцирующие религиозную или политическую вражду.
Один из самых провокативных и известных российских художников Олег Кулик рассказал , что художественное пространство для этого и создано, чтобы художник создавал художественную реальность.
"Здесь и проходит граница: может художник и не имеет право делать резкие заявления вне художественного пространства, но внутри он должен это делать, он не может не реагировать на художественный процесс. Одно дело, когда возмущаются тем, что в храме происходит художественная акция, другое дело, когда идут в художественное пространство, каковым является "Винзавод", - рассказал Кулик.
Арт-директор ARTPLAY, ближайшего соседа "Винзавода", Алина Сапрыкина считает, что искусство автономно и судится по своим законам.
"Искусство существует по своим правилам, имеет свою территорию: галереи, музеи, выставочные залы. И судится оно по своим законам, конечно, до тех пор, пока не пересекается с законами общества", - сказала она .
По мнению Сапрыкиной, творчество художника, относящееся к области чувств, эмоций и идей - это то, что касается лично художника и приходящего к нему зрителя.
"Государство может и должно вмешиваться лишь в тех случаях, когда кто-то - художник или казак или любой другой человек - грозит здоровью или имуществу граждан. Что и произошло вчера на "Винзаводе", когда органам правопорядка пришлось вмешаться и остановить казаков, чьи действия, к тому же, были похожи на провокацию", - пояснила она.