Эксперты-профессионалы и простые граждане разошлись в видении будущего Зарядья
26 апреля 2012 года

Эксперты из архитектурного сообщества и простые граждане по-разному увидели концепцию развития территории Зарядья на месте бывшей гостиницы "Россия". Если в предложениях, отобранных на конкурсе профессионалами-архитекторами, сделан акцент на практичную парковую зону без лишних коммерческих площадей, то в "народном голосовании" одержали победу проекты, предполагающие воссоздание исторических переулков района.

В январе 2012 года премьер-министр РФ Владимир Путин предложил мэру Москвы Сергею Собянину подумать над созданием парковой зоны на месте снесенной гостиницы "Россия". Столичный градоначальник в свою очередь высказался за строительство на месте снесенного отеля наряду с парковой зоной еще и концертного зала. В начале февраля Москомархитектура объявила творческий конкурс на концепцию развития территории на месте гостиницы "Россия", в котором мог принять участие каждый желающий.

Подведение итогов творческого конкурса на разработку концепции развития общественного пространства на территории Зарядья состоялось в четверг в архитектурно-строительном центре "Дом на Брестской". Лауреатами стало 30 работ. Десять проектов выбрали эксперты, десять - посетители выставки в "Доме на Брестской", а еще десять определило интернет-голосование.

Всего, по словам главного архитектора Москвы Александра Кузьмина, выставку посетили около 2 тысяч, более 3 тысяч человек дали свои оценки в интернете.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЗГЛЯД

Большинство проектов, отобранных экспертами, предполагают развитую создание в Зарядье сети пешеходных дорожек и множества смотровых точек. Иногда среди предложений попадаются даже идеи по созданию искусственных озер.

Практически во всех проектах присутствуют концертный комплекс, музей или музейный цент, а вот строительство многофункциональных зданий на территории Зарядья в проектах-лауреатах практически нигде не встречается.

Да и концертные залы с музейными комплексами авторы проектов, выбранных экспертным сообществом, стараются делать открытыми или прятать под землю.

Коммерческие площади в подавляющем большинстве случаев предпочитают "зарыть" под землю.

Встречаются и предложения сделать музей под открытым небом, в том числе с размещением в центральной части парка макета утраченного района Зарядья.

А один проект предлагает опустить участок Кремлевской набережной в тоннель, "связав" Зарядье с Москвой-рекой.

Впрочем, самый оригинальный проект, который понравился экспертам, носит название "Река времени". Он предполагает создание сети каналов, отражающих историческую сетку переулков Зарядья с одноименными названиями.

Центральную часть парка, по которой пролягут каналы, в свою очередь предлагается расположить на выровненной площадке, служившей стилобатом гостинице Россия. Саму же Москворецкую набережную авторы проекта в продолжение парка хотят перекрыть прогулочной эспланадой, выходящей к Москве-реке на высоте 8,5 метра над уровнем набережной. Таким образом, "Псковский канал" выйдет своим руслом на эспланаду и, как некогда Псковский переулок вливался в Москворецкую набережную, будет изливаться в Москву-реку.

ВЫБОР НЕРАВНОДУШНЫХ

Сумевшие преодолеть природную лень посетители выставки в "Доме на Брестской" в основном голосовали за проекты, предлагающие в том или ином виде сохранить историческую сеть улиц Зарядья. Эти же предложения, как правило, предусматривали и размещение концертного зала и музейных помещении под землей.

Почти все проекты-победители по версии гостей "Дома на Брестской" предполагают наличие большой парковки - от 1,2 тысячи машиномест до 3,7 тысячи машиномест.

Сразу в нескольких проектах есть идея воссоздания участка Китайгородской стены с Космодемьянской башней.

Авторы двух проектов, выбранных посетителями выставки, предлагают создать на месте снесенной гостиницы "Россия" архитектурного музея под открытым небом.

Эта мысль содержится в проектах по созданию развлекательно-познавательного комплекса "Старая Москва в Зарядье" и туристического кластера "Зарядье".

При этом в рамках последнего проекта предусматривается создание копий утраченных за последние 200 лет памятников культуры, и формирование парков-кварталов - гостиничного, театрального, торгового и музейного.

В двух предложениях есть идеи по созданию в парке исторических скульптурных композиций. В одном случае это должны быть скульптуры людей, стоявших во главе России (на двух аллеях - Царской и Аллее правителей России). Второй проект предлагает разместить в Зарядье монумент "Создатели Москвы".

Один из проектов содержит концепцию топиарного парка "Россия", то есть парка с растениями, выстриженными в различные геометрические формы. Согласно идее создателей проекта, парковая территория в Зарядье должна быть расширена 14 гектаров за счет присоединения бульваров вдоль Москвы-реки, и из нее должен быть создан "зеленый город". Под топиарным парком планируется разместить "зимний" парк, повторяющий исторические улицы, и киноконцерт на 3,5 тысячи мест.

Наконец, еще один проект - одно из немногих предложений, где здание концертного комплекса должно разместиться не под землей, - предполагает строительство комплекса, на крыше которого можно было бы летом проводить концерты под открытым небом, а зимой - устроить каток. Авторы этой же концепции высказывают идею по созданию в Зарядье искусственного холма и системы видовых площадок.

ИНТЕРНЕТ-ГОЛОСОВАНИЕ

Большую часть из десяти проектов, победивших в творческом конкурсе на концепцию развития Зарядья в ходе интернет-голосования, объединяет идея восстановления располагавшихся здесь улиц в виде тропинок и аллей.

Один из участников конкурса развил эту мысль еще дальше, предложив расположить торговые лавки и гостиницы в воссозданной Китайгородской стене.

Внимание к истории проявляется и в других формах - один из победителей считает нужным создать в парке "Колесо истории", представляющее собой кольцевой мост, с которого можно увидеть Кремль, Покровский собор, храмы вдоль Варварки другие исторические здания Москвы.

В целом авторы проектов считают, что центром парка должен стать концертный зал. Один из конкурсантов даже представляет его как здание с галереями-"крыльями" почти на всю длину парка - так, чтобы в них поместились зимние сады.

Еще один автор уделяет особое внимание музейному комплексу "Вперед Россия", который, по его мнению, должен расположиться вдоль Китайгородского проезда. В шестиэтажном здании предлагается разместить все общественные и коммерческие площади - выставочные помещения, библиотеку, кафе, рестораны, а на первом этаже - концертный зал.

Все проекты предполагают активное использование подземного пространства - как минимум для парковок. Но несколько проектов "прячут" практически все планируемые к постройке коммерческие и общественные площади под землю.

Так, предлагается сделать на территории Зарядья только одно здание в уровне земли - концертный зал, кровля которого должна быть эксплуатируемой, с дорожками и озеленением, а все остальные площади разместить под землей.

В свою очередь авторы проекта "Зеленый Акрополь" предполагают вписать общественные и рекреационные пространства в холм-курган высотой до 47 метров от уровня реки, на поверхности которого предполагается разбить новый парк и устроить на вершине обзорную площадку.

Привлекает внимание и проект, предлагающий увести комплекс в Зарядье и вниз, и вверх. В его рамках предусматривается размещение на месте снесенной гостиницы "Россия" высотной доминанты - спиральной башни Татлина высотой 315 метров.

Авторы проекта напоминают, что это "самый известный в мире проект русского авангарда", который так и не был реализован в Петрограде, а затем в Москве на месте храма Христа Спасителя. При этом создатели проекта считают, что башня не будет соперничать с существующими вертикалями.

ЕЩЕ НЕ КОНЕЦ

Всего на творческий конкурс по развитию территории Зарядья было подано 118 проектов, многие из которых, впрочем, сразу вызвали нарекания у экспертов.

Так, еще в начале апреля архитектор, профессор Международной академии архитектуры (IAA) Андрей Чернихов говорил , что среди поданных на конкурс работ найдется лишь 5-10%, которые подошли бы к месту - и по отношению к близкому расположению к Кремлю, и по именам тех знаменитых архитекторов, которые творили на территории Зарядья в прошлом.

Глава Союза архитекторов России Андрей Боков также оценивал долю профессиональных предложений в 10% - по его словам, это в основном работы, представляющие многоуровневый городской ландшафт.

Позднее, уже в середине апреля, свое отношение к конкурсу по Зарядью озвучил и заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин, в интервью газете "Московский комсомолец" заявивший, что основная масса предложений основана на эмоциональном восприятии и не содержит конкретных предложений.

Признался в том, что профессионалам, участвующим в оценке проектов, трудно выделить явного лидера и председатель экспертной группы, бывший президент Союза московских архитекторов (СМА) Виктор Логвинов.

По мнению Логвинова, предложившего провести международный конкурс на концепцию развития Зарядья, уже состоявшееся "народное" соревнование было бы успешнее, если бы в творческом конкурсе могло бы принять участие больше архитекторов, если бы его условия предполагали, что проект-победитель будет реализован или если бы лидер конкурса мог рассчитывать на денежную премию.

Однако в результате конкурса, по словам главы Москомархитектуры Кузьмина, власти Москвы все же смогли сформулировать "народное техзадание", где будет описано, что не должно быть на месте гостиницы "Россия".

Теперь, как заявил главный архитектор столицы, начинается второй этап конкурса на развитие Зарядья - власти планируют провести конкурс на концепцию развития территории на месте бывшей гостиницы "Россия" среди профессиональных архитекторов.

Отвечая на вопрос , будет ли этот конкурс среди профессионалов международным, Кузьмин ответил, что ему хотелось бы, чтобы в нем продолжили участие "те люди, которые показали преданность этой территории, чтобы опора была на тех людей, которые приняли участие в конкурсе бесплатно".

Техническое задание для профессионалов на концепцию развития Зарядья может быть сформировано к концу лета, уточнил он.