ЭРНСТ Макс
2 апреля 2011 года
Сто двадцать лет со дня рождения художника и скульптора Макса Эрнста, одного из крупнейших представителей сюрреализма, исполняется 2 апреля.
Ниже приводится биографическая справка.
Художник, скульптор, один из основателей дадаизма, крупнейший представитель сюрреализма Макс Эрнст (Max Ernst) родился 2 апреля 1891 года в Брюле (Германия) в семье Филиппа Эрнста и Луизы Копп. Его отец преподавал в школе для глухонемых и был художником - любителем.
В 1908 году он окончил гимназию и поступил в университет Бонна, где изучал философию, литературу и историю искусства. Он также интересовался психологией и психиатрией и изучал искусство душевнобольных. Параллельно с обучением в университете он занимался живописью. Его первые работы были показаны в 1912 г. в Кельне.
В 1914 году он был мобилизован в армию: сначала в артиллерию, затем переведен в отряд картографов.
В 1918 году он демобилизовался из армии и поселился в Кельне.
В 1919 году в Кельне Макс Эрнст принимал участие в создании местной группы дадаистов (дадаизм - авангардистское литературно-художественное течение в европейском и американском искусстве, возникшее как протест против традиционных моральных и культурных ценностей, зародившееся в 1916 году в Швейцарии).
В этом же году он начал создавать коллажи. Впоследствии он делал серии работ в этой технике - например, цикл "Стобезголовая женщина" (1929) состоит из 149 работ.
В 1920 году в Зимнем пивоваренном заводе Кельна прошла первая выставка группы, которую полиция закрыла под предлогом "непристойности". В этот период Эрнст создает в основном "собрания барахла" (композиции из самых разных предметов, например, "Плод многолетнего опыта") и коллажи, для создания которых использовались учебники, плакаты, почтовые каталоги ("Шляпа делает человека", "Дада - Гоген").
В 1921 году Макс Эрнст познакомился с поэтом Полем Элюаром и писателем и поэтом Андре Бретоном. Элюар купил несколько картин Эрнста, а также отобрал несколько коллажей в качестве иллюстраций для своих стихов. Бретон организовал в этом же году выставку работ Эрнста в Париже, которая прошла с большим успехом.
В 1922 году Эрнст переехал во Францию. В Париже он поселился в доме Поля Элюара и его жены Галы.
В 1924 году он вошел в круг французских сюрреалистов. После переезда во Францию он продолжил эксперименты в области разных графических приемов. В этом же году Элюар уехал в Сайгон (Вьетнам), впоследствии Эрнст и Гала присоединились к нему. Эрнст провел в Юго-Восточной Азии несколько месяцев и вернулся в Париж в конце 1924 года
В 1920 е гг. он изобрел технику фроттажа (перевод на бумагу текстуры материала или слабо выраженного рельефа при помощи натирающих движений карандашом или красками) и граттажа (способ выполнения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью). Обе эти техники он использовал в своих произведениях. В 1926 году вышел ставший впоследствии знаменитым альбом "Естественная история" - для его создания художник использовал фроттаж природных материалов. Кроме того, в это время он писал сюрреалистические полотна: "Лес рыбной кости", "Охотник", "Ночной вид ворот Сен-Дени" и другие.
В конце 1920-х годов Макс Эрнст вместе с художником Хуаном Миро работал над оформлением театральных и балетных постановок Сергея Дягилева.
В 1930 году Эрнст вместе с режиссером Луисом Бунюэлем работал над созданием сюрреалистического фильма "Золотой век" (снялся в роли главаря разбойников).
В 1930-е годы творчество Макса Эрнста начало завоевывать признание широкой публики. В 1931 году в Нью-Йорке прошла его первая персональная выставка, в 1934 году в Цюрихе была организована выставка "Что такое сюрреализм?", где произведения Эрнста были также широко представлены.
Нацисты, пришедшие в 1930-е годы к власти в Германии, объявили творчество Эрнста, как и других дадаистов и сюрреалистов, "дегенеративным искусством".
В 1937 году художник отдалился от группы сюрреалистов во главе с Андре Бретоном, однако стиль его творчества не претерпел значительных изменений. К 1930-м годам относятся картины "Ангел домашнего очага", "Loplop представляет юную девушку", "Облачение невесты" и другие.
В 1939 году Эрнст был арестован во Франции как подданный враждебного государства. Его отправили в лагерь для интернированных лиц, из которого он освободился благодаря заступничеству Поля Элюара. После того, как Германия оккупировала Францию, его арестовало гестапо, однако он смог в 1941 году уехать в США с помощью Пегги Гуггенхайм, американской галеристки, мецената и коллекционера, и американского журналиста Вариана Фрая.
С 1941 по 1945 годы Макс Эрнст жил в Нью-Йорке. В это время были созданы картины "День и ночь", "Око безмолвия", "Искушение святого Антония" и другие.
В 1946 году он переехал в Аризону. В США Эрнст увлекся скульптурой. Он создавал свои произведения, по-разному комбинируя случайные предметы.
В 1948 году вышла его книга "За пределами живописи".
В 1951 году он создал серию миниатюрных пейзажей Аризоны, некоторые из них были размером с почтовую марку, и назвал их "картинами-микробами".
В 1953 году Эрнст вернулся во Францию. В 1954 году он получил главный приз за оформление Биеннале в Венеции.
В 1959 году парижский Музей современного искусства организовал ретроспективную выставку его работ. Такие же выставки прошли и в Нью-Йорке: в Музее современного искусства (1961), в Еврейском музее (1966) и в музее Соломона Гуггенхейма (1975).
Умер художник 1 апреля 1976 года в Париже.
Макс Эрнст был женат четыре раза: на Луизе Штраус, Мари-Берте Оранш, Пегги Гуггенхайм и Доротее Таннинг. От первого брака у него был сын Джимми (1920-1984), впоследствии ставший художником.