Двухчастный проект "Портрет/Пейзаж" с работами Тинторетто и Греза открылся в Москве
24 августа 2012 года
Выставка "Портрет/Пейзаж", где в диалог вступают произведения Старых мастеров и современных художников из собрания нантского Музея изобразительных искусств, открылась в пятницу на двух московских площадках.
Коллекция музея в Нанте начала складываться в 1801 году, ее основой тогда стали четыре десятка полотен из Лувра и частных коллекций, национализированных революционными властями. На протяжении последующих десятилетий собрание пополнялось за счет даров государства и частных лиц. Так в нем появились картины Рубенса и Яна Брейгеля Старшего, Козимо Тура и Тинторетто, Делакруа, Энгра, Курбе, Моне и Синьяка. В послевоенное время особое внимание уделялось произведениям современного искусства, и в флагманом в этом разделе стала приобретенная в 1947 году картина Манессье "Боже, спаси королеву", за ней последовали работы Болтански, Рихтера, Виолы, Мессаже, Тюйманса и других художников. Таким образом, коллекция музея по своей представительности входит в пятерку лучших региональных собраний Франции.
В настоящее время здание музея реконструируется, а часть коллекции гастролирует по миру. В Россию привезли работы, тематически связанные с самыми что ни на есть классическими жанрами в изобразительном искусстве: портреты разместились в Государственном центре современного искусства, а пейзажи - в Московском музее современного искусства на Петровке. При этом они выполнены во всевозможных техниках - и живописи, и фотографии, и инсталляции, и видеоарта, что по замыслу организаторов экспозиции должно показать, как с XVI века до настоящего времени видоизменялись портрет и пейзаж.
Как известно, делать привозные выставки весьма затратное дело, поскольку их бюджета должно хватить и на оплату страховки, что в случае с искусством Старых мастеров может стать самой затратной его частью. Стоимость организации этого проекта не разглашается, однако известно, что большую часть расходов взяло на себя государство.
И, хотя в Москву из Нанта не привезли, например, портрет Изабеллы Брандт кисти Рубенса, здесь появились небольшого формата изящный мужской портрет Тинторетто и детский портрет Шарля-Этьена де Буржевена де Вьялара работы Жана-Батиста Греза.
В камерном выставочном зале ГЦСИ им аккомпанируют похожий на безумный дорожный знак объект Марсьяля Рейса с цветными лампочками и помещенными под стекло пластиковыми фруктами и женским портретом, в котором угадываются черты Брижит Бардо, а неподалеку на 14 экранах транслируется запись перформансов еще одной иконы, но на этот раз не кинематографа, а перформанса - Марины Абрамович, чья большая ретроспектива в прошлом году проходила в московском "Гараже".
Кроме того, здесь можно увидеть эффектную и забавную работу обладателя "Золотого льва" Венецианской арт-биеннале Джона Балдессари "Четверо забрызганных мужчин (с роботом и фламинго)", где фотографируемые запечатлены с забавными лицами, будто бы они заранее знают, что на изображение сверху плеснут ярких красок.
В части "Пейзаж" можно увидеть картину XVIII века Жан-Жака де Буасье "Пейзаж с башней", примечательной тем, что это и есть тот самый пейзаж в своем классическом понимании: в наличии путники и развалины, отбрасывающие густые тени деревья с ажурными кронами и горы на дальнем плане.
Другое дело - масштабное, три на два метра, творение хулиганистых Гилберта и Джорджа, название которого на русский язык перевели как "Страна мужества", хотя слово Spunkland может трактоваться иначе и не совсем прилично.
Здесь же, на Петровке, представлено видео "Еще" Айзека Джулиена, которого уже можно было видеть в Москве на 4-й биеннале современного искусства.
Выставки в ГЦСИ и ММСИ продолжат работу до 21 октября.