Движение Коровина от импрессионизма к абстракции показывает Русский музей
10 августа 2011 года
Выставка Константина Коровина, приуроченная к 150-летию одного из первых русских импрессионистов, открылась в Корпусе Бенуа Русского музея в среду.
"Цель такой комплексной выставки - не просто представить знаменитого художника, а показать, что стоит за этим именем. 250 произведений, 14 музеев и частных коллекций - это большое событие для Русского музея", - подчеркнул директор Русского музея Владимир Гусев на пресс-конференции.
Организаторы считают, что им удалось показать все этапы творчества художника, который двигался от импрессионизма и модерна к "отсутствию форм, почти к абстракции".
По его словам директора Русского музея, им удалось получить все запрошенные произведения из собраний Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, музея Российской Академии художеств, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Ярославского художественного музея и многих других, а также частных коллекций.
Гусев отметил, что главный акцент в экспозиции сделан на серии из 23-х панно, написанных Коровиным в 1900 году для Всемирной выставки в Париже. В последний раз эти работы - образцы северного модерна - выставлялись в Петербурге в 1901 году, затем были переданы Русскому музею, 110 лет провели в его запасниках и были специально отреставрированы для открывшейся выставки. "Когда я своими глазами увидел эти работы, я понял, насколько поверхностным было мое представление об этом художнике", - добавил он.
"В Париже эти работы висели довольно высоко, поэтому их отличает особая крупность форм и умение художника работать с плоскостями. Это пример именно монументальной живописи Константина Коровина", - пояснил куратор выставки, ведущий научный сотрудник музея Владимир Круглов.
Помимо панно, на выставке можно увидеть знаменитый "Портрет хористки", вызвавший у современников неоднозначную реакцию, а позднее признанный образцом русского импрессионизма. Среди других известных полотен живописца в Русском музее выставлены "У балкона. Испанки", "Портрет Любатович" и "Северная идиллия". Также в экспозицию вошли портреты Шаляпина, с которым Коровин находился в дружеских отношениях.
Кроме того, в Русском музее можно увидеть малоизвестные в России работы, созданные Коровиным после эмиграции в Париж в 1923 году - в основном, это театральные декорации и костюмы, в том числе, для труппы Анны Павловой. Выставка будет работать по 8 ноября.
Говоря о дальнейших планах Русского музея, Владимир Гусев упомянул, что он уже готовит выставку современника Константина Коровина - Михаила Нестерова.