"Дама с единорогом" кисти Рафаэля представлена московской публике в посольстве Италии
19 марта 2011 года
Картина "Дама с единорогом" (Dama col liocorno, 1504-1506) художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти в субботу была представлена в посольстве Италии в Москве на официальном открытии программы Года Италии в России, шедевр представляли министр культуры РФ Александр Авдеев, министр науки и образования Италии Мариястелла Джельмини (Mariastella Gelmini) и посол Италии Антонио Дзанарди-Ланди (Antonio Zanardi Landi).
"Приезд в Москву "Дамы с единорогом" из римской Галереи Боргезе (Galleria Borghese) - пример того, что могут сделать послы и посольства, когда между двумя странами существуют великолепные отношения. Я знаю, что это личная инициатива посла, которую поддержали музеи Италии и руководство страны", - сказал Авдеев.
"Это великолепный жест дружбы", - отметил он по-итальянски.
"Дама с единорогом" до 24 марта пробудет в особняке Берга в Денежном переулке, где располагается посольство Италии, а затем переедет в ГМИИ имени Пушкина и пробудет там до 10 мая. Шедевр Рафаэля открывает целую программу моновыставок: в июне и июле в посольстве будут показывать "Двойной портрет" Джорджоне из римского палаццо Венеция, в сентябре-октябре, возможно, привезут "Голову Медузы" Бернини (1630) из Капитолийских музеев, а в декабре-январе покажут "Юношу с корзиной фруктов" Караваджо, снова из галереи Боргезе - последнее полотно примет также участие в масштабной выставке, намеченной на декабрь 2011 - февраль 2012 годов.
"В России от Италии ожидают очень многого, и мы постараемся оправдать ожидания", - отметила Джельмини, пообещав, что связанные с Италией события продолжатся в России и в 2012 году.
"ОЗОННАЯ" ЖИВОПИСЬ
"Дама с единорогом" написана в 1504 году, когда совсем еще молодой Рафаэль приехал во Флоренцию и ненадолго пересекся там с Леонардо да Винчи и Микеланджело. "Коненчо, он был захвачен, потрясен Джокондой", - отметила директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова.
Историки искусства неоднократно сравнивали два портрета улыбающихся дам, однако, убеждена Антонова, сравнения начинаются и заканчиваются на том, что обе героини представлены зрителю на фоне пейзажа.
"Образ Леонардо - это образ, построенный на контакте со зрителем. Но Джоконда - это психологическая атака, сгусток энергии, и главную роль в этом играет знаменитое леонардовское "сфумато" (прием в живописи, смягчение очертаний изображаемого), тревожащее зрителя. Рафаэль проводит волевую атаку другого характера: он опирается на пластическую силу образа, для него огромную роль играет цвет. Я называю эту живопись "озонной", насыщенной кислородом, из-за ее очень высветленного тона, который создает образ чистоты, невинности, женственности и многих других достоинств, которые есть в этой женщине", - сказала директор ГМИИ.
ТРИ В ОДНОМ
По словам главы Объединенных музеев Рима (Polo museale di Roma) Росселлы Водре (Rossella Vodret), героине Рафаэля за время создания картины пришлось сменить несколько ролей, и обнаружилось это лишь во время радиографического исследования, которому "Дама с единорогом" подверглась в 1927 году, впервые в истории итальянской науки.
Обнаружилось, что сначала Рафаэль писал девушку с собачкой на коленях. "Возможно, речь шла о свадебном портрете, который перед бракосочетанием предполагалось отослать жениху. Собачка - это символ супружеской верности", - сообщила Водре.
Однако картина не была закончена.
"Почему - мы не знаем. Возможно, свадьба расстроилась, возможно, жених скончался. Как бы то ни было, Рафаэль вернулся к этой вещи лишь спустя несколько лет, и тогда уже дописал руки дамы, которая теперь обнимала уже единорога. Таким образом, символический смысл картины менялся: единорог - знак чистоты и непорочности", - сказала глава Объединенных музеев.
По ее словам, через несколько десятков лет, в конце XVI века "Дама с единорогом" превратилась в святую Екатерину Александрийскую: неизвестный художник прикрыл ей плечи плащом и изобразил на заднем плане колесо, символ мученичества святой. И только во время реставрации 1935-36 годов картине вернули прежний вид. Параллельно появилось предположение, согласно которому "Дама с единорогом" была портретом Джулии Фарнезе, любовницы папы Александра VI Борджиа, однако впоследствии гипотезу сочли необоснованной.
Водре отметила, что "Дама с единорогом" крайне редко покидает пределы Италии. Подготовка ее визита в Москву длилась три месяца: вначале был изготовлен герметичный контейнер, в котором должен сохраняться привычный для картины микроклимат, затем деревянный ящик особой конструкции, позволяющей жестко закрепить контейнер, не давая хрупкой доске сдвинуться даже на миллиметр. В специально оборудованном автомобиле шедевр Рафаэля доставили в римский аэропорт, а оттуда он правительственным бортом прилетел в Москву.