Благодаря госгарантиям выставок с шедеврами станет больше
6 апреля 2012 года

Система госгарантий на произведения искусства из музейного фонда РФ, при которых государство обеспечивает компенсацию ущерба по страховым рискам, позволит делать больше выставок с произведениями искусства высокого уровня, считают главы ведущих музеев и представители Минкультуры.

Накануне в Саратове состоялась встреча премьер-министра РФ, избранного президента Владимира Путин с главами российских музеев. По ее итогам он поручил профильным ведомствам - Минфину и Минэкономразвития совместно с Минкультуры разработать финансовый механизм государственных гарантий при перемещении внутри страны и за рубежом художественных ценностей из музейного фонда РФ. Согласно мировой практике, каждое произведение искусства, которое вывозится на выставку в другой музей, страхуется. При этом в России этим занимаются страховые компании - соответственно, музей при организации экспозиции в ее стоимость должен заложить страховую премию, платит при этом, как правило, принимающая проект сторона. Как рассказывал ранее министр культуры Александр Авдеев, в случае с привозной выставкой Пабло Пикассо в ГМИИ им. Пушкина она составила 600 тысяч евро. Согласно нововведению, музеи перестанут оплачивать страховки - покрытием рисков займется государство.

"Делать выставочный проект сейчас стало очень дорого во многом из-за того, что транспортировка и страховка - очень дорогое удовольствие. Тут есть два направления - когда есть госгарантии от претензий третьих лиц и госгарантии, которые позволяют не платить эти премии частным компаниям, занимающимся страхованием. Это - вопрос сложный, но его надо поднимать, потому что мы скоро мы не сможем делать многие проекты, потому что это становится очень дорого", - рассказала директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Со своей стороны, глава Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин отметил, что чем более качественное произведение искусства привлекается для выставки, тем дороже его страховка.

Музейщики отмечают, что в подобном случае выделяемых на эти цели бюджетных средств категорически не хватает и необходимо идти на компромисс - либо подбирать "средние" экспонаты для показа, либо, как они и поступают, привлекать спонсоров.

"Финансовые ведомства говорят нам, что им гораздо легче выделить живые деньги для покрытия страховых рисков. Но дело в том, что эти деньги не выделяются в полном объеме, поэтому приходится искать спонсоров", - поделился Миндлин.

В то же самое время, если бы существовала система госгарантий, эта проблема перестала бы существовать.

"Государство берет на себя риски. Если что-то случается, то гарантом выплат выступает оно, а не страховая компания. В таком случае при организации выставки никто ничего не платит - у государства есть резерв на эти случаи. Тогда от нас не потребуется необходимых сумм на страхование, которые мы должны найти, а потом решать вопросы со страховыми компаниями. Это - мировая практика и нам бы хотелось, чтобы мы стали ее частью", - сказала Лебедева.

Глава ГЦСИ полагает, что государству менее обременительно в финансовом плане было бы единоразово компенсировать наступление страхового случая, чем из раза в раз выделять деньги на страховку.

"Финансисты нам говорят, что госгарантии - те же деньги, только замороженные, потому что они должны покрывать все возможные риски. И это дело страховых компаний, а не государства. Если оно возьмет на себя эти функции, как это объясняют Минфин и Минэкономразвития, то колоссальные средства будут выведены из капиталооборота и таким образом финансовые потери только увеличиваются, а не уменьшаются", - рассказал Миндлин.

Он уверен, что существуют более гибкие схемы.

Эти схемы могут основываться, как разъяснил замминистра культуры Андрей Бусыгин на наработанном опыте - выставочная деятельность уже обкатана, известны все риски, поэтому нет смысла платить огромные суммы страховым компаниям. Самые крупные игроки на рынке по части страхования произведений искусства - "Ингосстрах" и "Альфа-страхование". В частности, первая компания страховала выставку Пикассо в ГМИИ им. Пушкина, а вторая - выставку Антонелло да Мессины в Третьяковской галерее.

По словам замминистра, во всем мире принято смешенное страхование, когда при перемещении ценностей какая-то часть покрывается за счет государственных гарантий и страховая премия не выплачивается, и лишь какая-то часть, наиболее рисковая, покрывается за счет страховой компании.

Бусыгин рассказал, что на минувшей встрече в Саратове премьер-министр предложил поискать пути снятия этого бремени с государственного бюджета, чтобы не было особых трудностей и больших затрат.

"Владимир Владимирович дал поручение поискать схемы смешанного страхования с использованием зарубежного опыта. И чтобы мы не слишком часто обращались к спонсорам, поскольку у них берем огромные суммы, которые выплачиваются страховым компаниям, а это вовсе не обязательно", - отметил замминистра.

Представители музейного сообщества и чиновники уверены в том, что система госгарантий может сэкономить музеям денег и активизировать выставочную деятельность.

Со своей стороны, Светлана Старокожева, главный специалист управления по страхованию специальных рисков компании ОАО "Страховая группа МСК", работающей, в частности, с музеями "Коломенское", "Останкино" и "Царицыно", пояснила , что система госгарантий затронет прежде всего те компании, которые работают с зарубежными выставками.

"Вероятно, система госгарантий важна для выставок, которые выезжают за рубеж и с ними случаются непредвиденные обстоятельства - как, например, с ГМИИ им. Пушкина в Швейцарии, тогда госгарантии и важны. Для больших музеев и очень ценных предметов, которые вывозятся это очень важный момент. Но для внутреннего рынка, когда речь идет об организации выставок внутри страны, это не столь значимо, все равно он будет покрываться страховыми компаниями", - сказала она.

Кроме того, полагает специалист, необходимо учитывать, что в дальнейшем будет покрываться госгарантиями: весь процесс "от гвоздя до гвоздя" или только экспонирование в музеях. Тогда и можно будет оценить, насколько сильно это нововведение может ударить по финансам компаний, занимающихся страхованием государственных произведений искусства.