Авиасалон МАКС-2011 представит последние новинки мирового авиапрома
16 августа 2011 года

Юбилейный, десятый международный авиационно-космический салон МАКС-2011, который откроется во вторник в подмосковном Жуковском, предложит зрителям масштабную демонстрацию самых последних новинок мирового военного и гражданского авиапрома, а знаменитые группы летчиков-асов представят обновленную программу.

"Гвоздем" авиашоу в сегменте боевой авиации должен стать российский истребитель пятого поколения ПАК ФА (Т-50), который публично будет представлен впервые. Зарубежные гиганты самолетостроения Airbus и Boeing представят свои последние достижения - самый большой пассажирский самолет в мире А380 и дальнемагистральный пассажирский лайнер Boeing-787 Dreamliner.

"СУХОЙ" СТАРТ

Авиасалон МАКС-2011 пройдет с 16 по 21 августа в подмосковном Жуковском. Специалисты и посетители выставки впервые увидят истребитель пятого поколения ПАК ФА (перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации) в воздухе. На статической стоянке самолет демонстрироваться не будет, учитывая повышенный уровень секретности этой разработки. ПАК ФА должен поступить на вооружение российских ВВС в 2016 году. Сейчас проходят испытания три опытных самолета.

Компания "Сухой" (разработчик ПАК ФА) также представит в летной программе всю "линейку" боевых самолетов марки "Су" - истребители Су-35 и Су-30МК2, фронтовой бомбардировщик Су-34. Эти же машины можно будет осмотреть на статической стоянке.

Новейший многофункциональный истребитель поколения "4++" Су-35 был впервые представлен широкой публике на МАКС-2009. Тогда же ВВС России заказали 48 таких машин, однако только весной 2011-го получили первый самолет для испытаний. Как заявил недавно главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин, темпы работ по созданию Су-35 оставляют желать лучшего.

В то же время генерал отметил, что поставки новейшего фронтового бомбардировщика Су-34 идут по графику, в 2010 году ВВС получили четыре такие машины, а в этом году получат еще шесть. По контракту с новосибирским авиазаводом НАПО в войска будет поставлено еще 22 таких самолета.

МОРСКИЕ МИГИ В СУХОПУТНОМ ЖУКОВСКОМ

Главный образец экспозиции российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ" - палубный истребитель МиГ-29К. Эта машина поставляется в Индию, на сегодняшний день поставлено 11 из 16 заказанных машин. В марте 2010 года был заключен контракт стоимостью 1,5 миллиарда долларов на поставку дополнительных 29 истребителей МиГ-29К/КУБ. На завершающей стадии находятся переговоры по контракту с Минобороны России на закупку МиГ-29К/КУБ для морской авиации ВМФ.

Многоцелевой истребитель поколения "4++" МиГ-35 также примет участие в летной программе. В 2011 году эта машина выбыла из тендера на поставку индийским ВВС 126 истребителей. В конкурсе, помимо нее, участвовали французский Rafale, европейский Eurofighter Typhoon, американские F-16 и F/A-18 и шведский Gripen. В апреле 2011 года из конкурса исключили все самолеты, кроме европейского и французского. Победитель тендера будет объявлен после изучения коммерческих предложений. Как отметил ранее гендиректор РСК "МиГ" Сергей Коротков, "выбор самолета и комментарии по этому выбору - прерогатива министерства обороны Индии. Необходимо добавить, что по программе МиГ-35 мы выполнили все обязательства по тендеру. Самолет подтвердил заявленные характеристики и хорошо показал себя в ходе демонстрационных испытаний в тропических условиях и в условиях высокогорья".

Помимо этого, РСК "МиГ" представит на МАКС-2011 с уникальной пилотажной программой истребитель МиГ-29М ОВТ, оснащенный двигателями с отклоняемым вектором тяги.

ПЕРВЫЙ. УДАРНЫЙ. БЕСПИЛОТНЫЙ

Еще две новинки в области военной авиации представляет российский концерн "Вега". Это первый российский ударный беспилотник (БПЛА) "Луч" среднего радиуса действия. "Луч" предназначен для оптико-электронной, радиолокационной, радио- и радиотехнической разведки, ретрансляции. Представители концерна особо отмечают, что на новом БПЛА возможна установка ударного оружия либо в контейнер под фюзеляж, либо на пилонах общей массой (боеприпасы и система управления оружием) 150-170 килограммов.

Другая новинка "Веги" - самолет Ту-214 авиационной системы наблюдения "Открытое небо". Это первый российский самолет, специально оборудованный для обеспечения обязательств России по Договору открытого неба. Массовый зритель увидит его впервые.

Договор об открытом небе был принят 24 марта 1992 года в Хельсинки 27 государствами-участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В России соглашение было ратифицировано в мае 2001 года. Сейчас количество стран-участников договора составляет 34. Цель документа - укрепить доверие между государствами, усовершенствовав механизмы контроля над военной деятельностью и соблюдением действующих договоров в области контроля над вооружениями.

Бортовой комплекс аппаратуры наблюдения Ту-214ОН (полное название самолета) включает все разрешенные договором средства наблюдения, аппаратуру управления и контроля этих средств, а также устройства записи и отображения всей полученной в ходе наблюдательных полетов информации на жесткий магнитный диск компьютера.

ГРАЖДАНСКИЕ АВИАНОВИНКИ

Не менее широкой и интересной будет и гражданская часть МАКС-2011. Новейший российский гражданский самолет - Sukhoi Superjet 100 компании "Сухой" будет представлен на выставке двумя экземплярами. В Жуковском будет опытный Superjet, который примет участие в летной программе салона, а на статической стоянке, как ожидается, будет продемонстрирован Superjet армянской "Армавиа" - первый коммерческий эксплуатант этого типа.

Superjet совершил премьерный публичный полет в 2009 году в Париже на авиасалоне "Ле Бурже". Позже он участвовал в выставке "Фарнборо" в Великобритании, международном авиационно-космическом салоне "Aэро Индия-2011" и вновь в Ле Бурже в июле этого года.

Компания "Иркут" представит впервые на российской площадке полноразмерный макет кабины и салона среднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Украинское предприятие "Антонов" впервые покажет в России свой пассажирский самолет Ан-158.

НЕБЕСНЫЕ ГРЕЗЫ

Американская аэрокосмическая корпорация Boeing продемонстрирует на авиасалоне первый летный самолет Dreamliner (бортовой номер ZA001), который пробудет на выставке в течение двух дней.

Boeing-787 Dreamliner ("Лайнер мечты") будет впервые продемонстрирован в России. Самолет на выставке будет представлен только на статической стоянке и не будет участвовать в программе полетов. На сегодняшний день, Boeing получил свыше 800 заказов на Dreamliner от более чем 50 авиакомпаний. Стартовый заказчик - японская All Nippon Airways Co - ожидает первый самолет в сентябре этого года. Среди заказчиков Dreamliner также есть и российский "Аэрофлот".

Впервые широкой публике Dreamliner был показан в 2010 году на авиасалоне в Фарнборо. Первый испытательный полет Dreamliner, который планировался на конец второго квартала 2008 года, но откладывался из-за технических проблем, состоялся 16 декабря 2009 года.

Более половины деталей Boeing-787 изготовлены из легких композиционных материалов. КПД по топливу у нового 787-го больше на 12% по сравнению с Boeing-777. Кроме того, новый самолет будет расходовать при эксплуатации на 20% меньше топлива, нежели современные самолеты того же класса.

Европейский консорциум Airbus покажет на МАКС-2011 самый большой пассажирский самолет в мире А380, а также представит концептуальный проект самолета будущего.

На стенде Airbus можно будет увидеть модель нового узкофюзеляжного лайнера А320neo, а также модель самолета нового поколения А350 XWB в разрезе. Кроме того, все посетители выставки получат возможность совершить путешествие в будущее и увидеть, как будут выглядеть самолеты и их интерьер в 2050 году. Концептуальные разработки дизайнеров компании можно будет увидеть на специальном 3D-экране.

Самый большой пассажирский самолет в мире А380 будет представлен на статической экспозиции на протяжении всего салона. Кроме того, А380 будет ежедневно выступать со специальной программой показательных полетов.

ГОСТИ ИЗ-ЗА ОКЕАНА

Масштабным будет участие в МАКС-2011 военной авиации США. Всего военно-воздушные и военно-морские силы США представят 12 боевых самолетов, в том числе истребители F-15E и F-16C, бомбардировщик B-52, военно-транспортный самолет С-130J и самолет-заправщик КС-135. При этом штурмовик A-10, военно-транспортный самолет C-5 Galaxy и самолет-разведчик Р-3С будут демонстрироваться в России впервые. В предыдущем авиасалоне МАКС-2009 американцы участия не принимали.

ВВС других стран НАТО представят в летной программе авиасалона французский истребитель Rafale и итальянский военно-транспортный самолет С-27.

ВЕРТОЛЕТНАЯ ПРОГРАММА

Холдинг "Вертолеты России" представит на выставке боевые вертолеты Ка-52 "Аллигатор" и Ми-28Н "Ночной охотник", многоцелевой Ми-17, а также несколько новых гражданских машин - Ми-34С1, Ка-226Т с медицинским модулем, "Ансат", а также средний вертолет Ка-32А11ВС, транспортно-пассажирский Ми-38 и новый тяжелый вертолет Ми-26Т2.

Легкий вертолет Ми-34С1 предназначен для обучения гражданских и военных пилотов. Планируется, что серийное производство нового вертолета начнется в 2012 году. Первым заказчиком этой машины может стать российская авиакомпания "ЮТэйр", которая весной этого года разместила заказ на десять вертолетов этого типа.

Другой новинкой авиасалона МАКС-2011 станет легкий вертолет с соосной схемой несущих винтов Ка-226Т в медицинском варианте. Он оснащен двумя газотурбинными двигателями Arrius 2G французской компании Turbomeca и российским редуктором ВР-226Н.

Новый транспортно-пассажирский Ми-38 будет представлен на МАКС в двух опытных образцах с двигателями ТВ7-117В и с двигателями Pratt&Whitney.

Тяжелый транспортный вертолет Ми-26Т2 сейчас проходит летные испытания. Вертолет оборудован новым бортовым комплексом авионики БРЭО-26 разработки Раменского ПКБ. "Стеклянная кабина" Ми-26Т2 оборудована пятью многофункциональными ЖК-дисплеями, новым цифровым автопилотом и новым навигационным комплексом с поддержкой NAVSTAR/ГЛОНАСС.

Конструкторское бюро (КБ) ООО "Беркут" представит легкий первый промышленный образец вертолета вертолет "Беркут ВЛ", запатентованный для серийного производства."Беркут ВЛ" - двухместный легкий коммерческий вертолет соосной схемы. Сегодня вертолетный рынок России заполнен моделями подобного класса иностранного производства, в основном - американской компании Robinson R-22 и R-44.

САЛОННАЯ СТАТИСТИКА

Всего в работе авиасалона примут участие 842 компании из 40 стран, что на 15% больше, чем на прошлой выставке МАКС-2009. Организаторы ожидают более 600 тысяч посетителей.

Будет представлено 241 воздушное судно. Участие в полетах примет 91 летательный аппарат. И не только современные, но и раритеты Великой Отечественной войны - самолеты По-2, И-15 БИС - впервые будут представлены И-16, И-153 "Чайка".

Свое мастерство продемонстрируют российские пилотажные группы "Русские витязи", "Стрижи", "Соколы России", "Русь", "Первый полет", а также латвийская пилотажная группа Baltic Bees.

Замглавы Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил ранее, что все воздушные суда на время авиасалона застрахованы, в том числе по системе КАСКО. По его словам, безопасность работы авиакосмического салона в этом году будут обеспечивать более 400 тысяч сотрудников правоохранительных органов.

По оценке замглавы Минпромторга, планируется заключение контрактов на сумму более 3 миллиардов долларов, как по военной, так и по гражданской тематике. В свою очередь генеральный директор организатора мероприятия ОАО "Авиасалон" Владимир Борисов заявил, что объем контрактов МАКС-2011, по предварительным данным, превысит 10 миллиардов долларов.