Арт-критик Дьяконов считает нецелесообразным вводить пост арт-директора в Пермской галерее
19 января 2012 года
Арт-критик, специалист по искусству ХХ века, обозреватель газеты "Коммерсант" Валентин Дьяконов не спешит занимать пост арт-директора Пермской художественной галереи, потому что не видит целесообразности в том, чтобы вводить эту должность в сложные для музея времена.
О существовании договоренностей о назначении Дьяконова на эту должность сообщил в четверг заместитель председателя правительства Пермского края Борис Мильграм.
"Об этом шли разговоры, но я считаю, что сейчас преждевременно говорить о какой-то новой должности в структуре Пермской галереи. Я не знаю ни одной галереи в России, где есть арт-директор, и мне не кажется, что это сейчас самая необходимая там должность. Мы прекрасно работаем и общаемся с галереей, зачем кого-то куда-то ставить? Поэтому я, скорее всего, откажусь", - сказал Дьяконов .
Последние несколько десятков лет галерея располагается в Спасо-Преображенском кафедральном соборе, который должен быть передан РПЦ по федеральному законодательству. В августе здесь уже начались богослужения, при которых использовался открытый огонь. Это, по оценке руководства галереи, создавало угрозу безопасности коллекций, часть которых пришлось снять. Позднее службы были прекращены. При этом реализовать проект строительства нового здания для галереи в течение ближайших десяти лет не представляется возможным из-за нехватки средств.
Возглавлявшая галерею до конца прошлого года Надежда Беляева в декабре подала заявление об увольнении. В качестве исполняющей обязанности галереей руководила бывшая заместительница Беляевой Юлия Тавризян, однако вечером 13 января на нее было совершено хулиганское нападение. Тавризян получила серьезные травмы и сейчас находится в больнице.
Ранее арт-критик на контрактной основе разрабатывал концепцию постоянной экспозиции галереи вместе с лауреатом Притцкеровской и нескольких других архитектурных премий Петером Цумтором, который также занимается возведением нового музейного здания взамен того, что к 2015 году должно быть передано Русской православной церкви.
По словам собеседника агентства, эта концепция экспозиции должна стать некоей основой для дальнейшего архитектурного решения.
"Тогда у меня тоже не было никакой должности. Прозвучал термин "навигатор", его сам Цумтор придумал, и мне он очень нравится. Это что-то вроде налаживания диалога культур - я ищу общую почву между архитектором и музеем", - сказал Дьяконов.
Подобную схему в России уже отработали в Политехе - сначала там провели конкурс на разработку музейной концепции, который выиграла британская компания Event Communications, подробно объяснившая, что должно быть в музее и где стоять. Именно это стало программой следующего этапа - архитектурного конкурса, победителем которого стал японский архитектор Джунья Ишигами.
По словам арт-критика, у него был контракт с галереей на выполнение работы по концепции музейной экспозиции, который уже завершен, но Дьяконов хотел бы продолжать сотрудничество и впредь.
"Потому что это прекрасная галерея, прекрасный архитектор и вообще это очень важное и нужное дело. Но все эти должности - совершенно не нужно, преждевременно и бессмысленно", - сказал он.