Архив творчества авангардистов Харджиева, вывезенный им в Голландию, вернулся в Россию
14 декабря 2011 года
Архив исследователя творчества авангардистов Николая Харджиева, который ученый частично вывез в Голландию в 1993 году, возвращен в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ), рассказала его директор Татьяна Горяева.
В результате в собрании РГАЛИ оказались порядка трех тысяч единиц хранения, включая вновь прибывшие письма, статьи, рисунки и фотографии Малевича, Крученых, Хлебникова, Бурлюка, Матюшина, Лисицкого, Филонова, Татлина.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Сюжет вокруг ценного собрания документов истории авангарда начал закручиваться в начале 1990-х годов, когда находящийся в преклонном возрасте Николай Харджиев вместе с супругой Лидией Чага переехал в Голландию и перевез собранный за десятилетия документальный и литературный архив работ ключевых представителей русского художественного и литературного авангарда начала ХХ века. За годы общения с художниками Харджиеву удалось собрать также внушительную живописную коллекцию, но коллекционером в полном смысле этого слова его назвать было нельзя - работы, как правило, дарились самими авторами. Решившийся на эмиграцию и не доверявший властям исследователь согласился принять помощь некоторых людей, которые обещали ему содействовать в вывозе архива и коллекции, а также обеспечить существование уже на месте.
Как рассказал председатель Московского клуба коллекционеров Валерий Дудаков, главным действующим лицом здесь стала Кристина Гмуржинска, владелица специализирующейся на классическом модернизме и русском искусстве галереи Gmurzynska в Кельне. Платой за помощь в выезде из страны и эмиграции должны были, по словам собеседника агентства, послужить некоторые вещи из коллекции Харджиева. "Часть работ шла в оплату вывоза остального архива, по-моему, она получила как минимум четыре работы Казимира Малевича", - пояснил он.
Однако по приезде в Амстердам Харджиеву стало ясно, что обязательства не выполняются. Так, например, литературная часть архива была конфискована на таможне при незаконном вывозе за рубеж и передана в РГАЛИ, что уже сказалось на его целостности. Кроме того, началось распыление по частным собраниям его живописной коллекции. По словам Дудакова, значительная часть ценных картин и литературного наследия попросту исчезла, а Харджиев не получил взамен предоставленных работ того, что ему было обещано Гмуржинской. Через некоторое время при невыясненных обстоятельствах погибла супруга ученого.
ДОРОГА ДОМОЙ
Харджиев так и не вернулся в Россию, скончавшись в Амстердаме на 93-м году жизни. Зарубежной частью архива и управлением оставшейся коллекции произведений искусства стал заниматься созданный еще при жизни исследователя фонд "Харджиева-Чага". Именно принадлежавшие ему произведения в результате многолетних переговоров переданы в Российский архив литературы и искусства.
"Переговоры с представителями фонда начались в 2004 году, всевозможные согласования продолжались пару лет, и в ноябре 2006 года соглашение было подписано", - рассказала директор РГАЛИ.
По ее словам, договор с голландской стороной состоял из трех этапов: научного описания обеих частей, микрофильмирования всех материалов и непосредственного возвращения архива в Россию.
Между тем, речь идет только об архивной части коллекции Харджиева: живописные произведения, в числе которых работы Гончаровой, Ларионова, Малевича и других, по-прежнему находятся в фонде.
"Мы даже не вели переговоры на предмет того, что касается живописи, - это не наша епархия, и картины из собрания Харджиева остались за рубежом в разных местах", - рассказала собеседница агентства.
Правда, по ее словам, им удалось отвоевать некоторые работы, которые представители фонда считали принадлежащими к художественной части коллекции - в частности, теоретические работы Малевича с графическими изображениями.
"Уникальность архива состоит в том, что ученому в эпоху борьбы с формализмом удалось сохранить свидетельства великой истории великих людей. В те годы, когда избавлялись от опасных вещей, чтобы не пострадать, он выполнял свою внутреннюю миссию. Харджиев не был просто коллекционером, он был ученым, для которого каждый автограф, каждый документ являлся прежде всего предметом исследования и прирастал новыми вещами", - отметила директор РГАЛИ и добавила, что помимо этого ученый сам инициировал создание некоторых произведений. Например, именно по его просьбе Казимир Малевич и Надежда Мандельштам написали свои автобиографии.
Главный смысл возвращения архива, по мнению Горяевой, заключается в выполнении последней воли Харджиева, который последние годы жизни добивался его объединения, и в том, что теперь он стал доступен более широкому кругу специалистов.
БУДУЩАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ
Теперь и в Амстердаме, и в Москве ученые смогут изучать собранное Харджиевым наследие авангарда по микрофильмам, что невозможно было сделать раньше. В обоих городах они совершенно идентичны, а необходимость их использования диктует хрупкость оригиналов.
"Раньше специалисты, которые приезжали в Амстердам, знакомились с голландской частью архива и делали отдельные публикации в разных научных изданиях, теперь можно приступить к системному изучению наследия авангарда", - сказала Горяева.
По ее словам, уже сейчас начата разработка концепции исследовательских изданий.
"Все, что Харджиев мог, он в своей жизни сделал - собрал и сохранил, а нашей задачей было выполнить его последнюю волю - воссоединить архив и сохранить его для будущей бесконечности, как говорил Малевич", - отметила собеседница агентства.
Кроме того, отметила она, с голландской стороной ведутся переговоры об организации масштабной международной выставки, которая объединила бы и архив, и живописную часть собрания ученого.