Анатомические открытия Леонардо да Винчи представят на выставке его рисунков в Лондоне
4 мая 2012 года
Беспрецедентная по масштабу и разнообразию выставка анатомических рисунков мастера Возрождения Леонардо да Винчи из личного собрания Елизаветы II открывается в пятницу в Королевской галерее Букингемского дворца в Лондоне.
В основу выставки лег архив рисунков и эскизов, созданных гением-полиматом в конце 15 - начале 16 века. Исследования человеческого организма заняли последние 35 лет его жизни, однако так и остались незавершенными и неопубликованными, и в течение нескольких веков пребывали в забвении.
Собранные под кожаным переплетом в одном томе, работы хранились у итальянского скульптора Помпео Леони и оказались в Англии в конце 17 века. По данным историков, скорее всего, рисунки были приобретены для Королевского собрания королем Карлом II. Впервые подробно исследованы и опубликованы они были на рубеже 19 и 20 веков.
Исследования Леонардо во многом предвосхитили научные открытия последующих столетий, несмотря на то, что первые зарисовки он делал, не имея доступа непосредственно к человеческому материалу. В частности, он первым описал такие болезни, как цирроз печени и сужение коронарных сосудов, а также наличие в организме аппендикса и кругов кровообращения, и опроверг наличие в мозге трех полостей, якобы отвечающих за память.
На выставке представлено 87 работ мастера, при том, что к открытию экспозиции выходит тематическое приложение для iPad, в котором можно подробно изучить все 268 рисунков, имеющихся в Королевском собрании, увеличить их, сделать объемными и интерактивными, или прочитать "зеркальный" почерк Леонардо.
Открывается выставка небольшим вводным фильмом, после которого посетитель попадает последовательно в голубой, зеленый и красный залы. Здесь представлен и сам оригинал альбома, собранного Помпео Леони, и множество рисунков с подробными описаниями Леонардо и цитатами из его дневников, или, например, его список дел, в котором он планирует для себя "описания языка дятла и челюсти крокодила", "получение черепа" и поиск книг по анатомии.
Рассказана на выставке история встречи да Винчи со столетним стариком в одной из больниц Флоренции, куда мастер регулярно ходил делать наблюдения и зарисовки. Старик умер без мучений, и после этого Леонардо получил возможность досконально изучить его тело.
"Вслед за стариком я исследовал тело двухлетнего ребенка, в котором все выглядело иначе, чем у этого престарелого мужчины", - писал позже да Винчи.
Мастер никогда не использовал краски, а делал зарисовки углем, в том числе красным. Он изучал анатомию и людей, и животных, и птиц, делая рисунки объемными.
"Леонардо все рисовал таким образом, который сегодня мы называем 3D. Он считал, что только в объеме можно изучать анатомию. Это послужило основой наших учебных программ - сегодня мы преподаем студентам анатомию только в 3D", - рассказал участвовавший в составлении гида по выставке профессор клинической анатомии в Медицинской школе Уорика Питер Абрахамс.